На протяжении многих столетий человечество привыкло к тому, что любое право, в том числе и на недвижимую собственность, подтверждалось письменным документом. Его название могло меняться, так же как и материалы, на которых изготавливался документ. Неизменным оставалась только его материальная природа – лист бумаги, скрепленный печатью, который гарантировал право. В 2016 году это незыблемое правило претерпело изменения. Отныне не  требуется предоставлять материального свидетельства права, то есть документа на бумажном носителе, чтобы доказать или передать право собственности, либо совершить любую гражданско-правовую сделку с имуществом.

О том, почему заменили свидетельство о праве собственности на выписку из ЕГРН, и как быть тем, у кого до сих пор единственным документом подтверждающим их право на дом или квартиру остается ранее выданное свидетельство, пойдет речь в статье.

Почему потребовалась реформа?

Те собственники, которым пришлось столкнутся с процедурой оформления недвижимости до 2016 года, помнят, как много времени приходилось терять в огромных очередях, которые осаждали офисы трех различных служб, в ведении которых находились:

  1. Учет объектов недвижимости – «Роснедвижимость».
  2. Регистрация сделок с недвижимостью – «Росрегистрация».
  3. Геодезические и картографические работы на местности, в том числе определение границ земельных участков на местности – «Роскартография».

Чтобы оформить одну сделку, приходилось тратить время на посещение 2 или всех трех учреждений.

Но это, не самое неудобное. Вся работа по учету и регистрации объектов велась на бумажных носителях. Чтобы найти данные о каком-либо объекте и внести изменения в сведения, работникам ведомств приходилось искать его в архиве, насчитывающем миллионы единиц хранения.

К 2016 году в России уже существовали электронные базы данных, позволявшие в течение считанных минут, в крайнем случае – часов, получить необходимые сведения. Например, о личности человека или регистрационные данные о автотранспорте.

Закономерным было перевести в электронный цифровой вид сведения об объектах недвижимости. Работа в этом направлении велась с 2007 года (сведения о существующих и вновь создаваемых недвижимых объектах вносились в единую базу данных).

Логическим завершением перехода с «бумажного делопроизводства» на обмен информацией в электронном виде стало принятие Федерального закона №360 от 03.07.2016 г., которым были внесены изменения в нормативные акты, регулирующие отношения в сфере регистрации и учета  объектов недвижимости. Развитием законодательства в этом направлении стал ФЗ-218 «О государственной регистрации….», принятый в июле 2018 года. Делопроизводство во вновь созданном органе – «Росреестре» объединил три выше упомянутых ведомства, было полностью переведено на цифровую основу.

Нужно ли менять «свидетельство» на выписку»?

Закон не предусматривает обязательной замены ранее выданных свидетельств на новый документ – выписку. Ранее оформленные права собственности на квартиру, дом, земельный участок и прочие объекты считаются действительными., если на руках у собственника имеется «свидетельство». Однако, признавая легитимность данного документа, ФЗ-118 лишил его правоспособности. Иными словами – участвовать в гражданско-правовой сделке такой документ с 15.07.2016 года не может. Чтобы продать, подарить, оформить вступление в право наследование, преобразовать объект или узаконить проведенную перепланировку, собственник должен получить «выписку из ЕГРН», выдаваемую Росреестром.

Только она является легитимным документом, на основании которого стороны могут судить о характеристиках объекта, а органы регистрации – вносить изменения в существующие сведения о недвижимом объекте.

Преимущества выписки по сравнению со свидетельством

Выписка более информативный документ. Условно, он может быть разбит по объему сведений:

  • нести информацию о характеристиках объекта;
  • содержать сведения о регистрации прав;
  • существует третья форма документа – консолидированные сведения, дающие исчерпывающую информацию об объекте;

При совершении сделки не требуется получать документ на бумажном носителе, то есть – посещать офис Росреестра или МФЦ. Документ, по требованию собственника, направляется в электронном виде на указанный почтовый адрес E-mail. Защитой от подделки служит усиленная ЭЦП, которая прикрепляется к документу в виде отдельного файла и может быть проверена пользователем.

Проверить ЭЦП можно:

  • с помощью бесплатного сервиса «Криптоарм»;
  • воспользовавшись сервисом «Госуслуги»

Заказать выписку ЕГРН в любом необходимом формате можно на сайте ЕГРН-Выписка. Это быстро и дешевле, чем через МФЦ!