Приватизация – это передача в руки собственника государственного и муниципального жилья. Основные аспекты процедуры определены в ФЗ № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ». Помещения пригодные для жилья передаются в собственность граждан России бесплатно. В собственность оформляются коммунальные, муниципальные квартиры и комнаты в общежитии.

В этом году большая часть недвижимости приватизирована, однако еще есть объекты, не получившие законных владельцев. Проживающим на территории такого жилья лицам следует пройти процедуру оформления, чтобы стать собственниками. Только владельцы недвижимости имеют право распоряжаться объектом по своему усмотрению, продавать, дарить, менять и пр.

Срок бесплатной приватизации все время сдвигался. В последний раз он был установлен до 2017 года. Затем указом Президента РФ сроки были сняты, и сегодня процедура является бессрочной. Покупателю квартиры следует заранее выяснить, был ли объект приватизирован. Об этом можно узнать из выписки из ЕГРН. Заказать выписку из ЕГРН можно на нашем сайте онлайн. Документ содержит сведения обо всех собственниках недвижимости и переходах права.

Условия оформления

При проведении приватизации должны быть выполнены следующие условия.

  1. В приватизации может участвовать каждое прописанное лицо или указанное в договоре социального найма. Площадь делится на равные доли или так, как указано в договоре найма.
  2. Не участвуют граждане, временно прописанные в квартире или комнате.
  3. Совершеннолетний гражданин имеет право участвовать в приватизации только один раз в жизни. Несовершеннолетний может принимать участие в процедуре один раз до достижения 18 лет и один раз после совершеннолетия.
  4. Лицо имеет право отказаться от приватизации, написав отказ и заверив его нотариально. Передать свою долю другому лицу такой человек не может.

Форма заказа выписки из ЕГРН

Запрет на оформление

В приватизации не участвуют следующие объекты:

  • аварийное жилье;
  • комнаты в общежитиях до отмены соответствующего статуса;
  • жилье в военных городках;
  • помещения, выданные для проживания служащим природных парков и заказников.

Документы для оформления

В МФЦ подается следующий пакет документов:

  • заявление;
  • паспорт заявителя, свидетельства о рождении несовершеннолетних участников;
  • свидетельство о браке или о расторжении;
  • подтверждающий документ отсутствия приватизированного жилья у заявителя;
  • выписка из ЖЭКа о количестве проживающих;
  • паспорт объекта с указанием площади и кадастровой стоимости;
  • справка об отсутствии задолженности по коммунальным платежам;
  • ордер или договор социального найма;
  • отказ от приватизации при его наличии;
  • справка о регистрации по форме №9;
  • разрешение органов опеки на несовершеннолетних участников.

Принципы оформления году

С 2019 года процедура упростилась. Теперь будущий собственник может подать документы через МФЦ. Все необходимые копии снимаются в Центре. У гражданина есть возможность записаться на прием через интернет и прийти к назначенному часу.

Перед оформлением приватизации необходимо заручиться письменным согласием всех прописанных жильцов, в т.ч. детей, достигших 14 лет. Расходы несет гражданин, инициировавший процесс. Если в квартире прописаны несовершеннолетние дети, но проживают отдельно, то они также участвуют в процедуре.

Приватизация проводится в несколько этапов.

  1. Жильцы извещаются о намерении провести оформление жилья в собственность. Определяется вид собственности – единоличная или общая. Жильцы подписывают согласие или пишут отказ. Отказавшись от процедуры, гражданин не теряет своего права жить в квартире.
  2. В БТИ выдается технический паспорт через 15 дней после подачи заявления. Объект осматривается техником, проверяется соответствие недвижимости первоначальному плану. Если была проведена перепланировка, ее необходимо узаконить.
  3. Собираются необходимые документы.
  4. Заявление подается в МФЦ.
  5. В течение 60 дней выносится решение. После этого заявитель должен прийти на подписание договора о передаче жилья в собственность. Сторонами договора выступает администрация и жильцы. На руки выдается акт приема-передачи недвижимости.
  6. Документы передаются в Росреестр для регистрации права собственности. Бумаги рассматриваются в течение месяца. Переход права собственности подтверждается выпиской из ЕГРН.