Оформление участка в собственность – это регистрация права владения, использования и распоряжения землей для лица. Регистрацией занимается Росреестр. Расскажем об особенностях процедуры.
Варианты передачи в собственность
Земля передается в собственность следующими способами:
- приватизация;
- наследование;
- гражданско-правовое основание – купля-продажа, мена, дарение;
- договор ренты.
Форма заказа выписки из ЕГРН
Ограничение перевода
Не все участки подлежат переводу в собственность. Земельный кодекс РФ и Федеральное законодательство вводит ограничения в отношении следующих участков:
- территория кладбища;
- земли лесного, водного фонда, с особо охраняемыми объектами;
- общего пользования;
- территория объектов Вооруженных сил РФ;
- заповедники и национальные парки.
Этапы перевода в частную собственность
Чтобы получить землю в собственность, необходимо пройти следующие этапы.
- Межевание
Процедура межевания проводится в отношении участков, границы которых не были определены. Для этого владелец обращается в межевую организацию. После определения границ заказчику выдается акт границ территории.
- Кадастровый учет
Участок необходимо поставить на учет в Кадастровую палату. Заявитель предоставляет квитанцию об оплате госпошлины, заявление, паспорт или доверенность и межевой план. Заявление рассматривается 2 недели и затем выдается кадастровый паспорт.
- Ходатайство в администрацию
Далее заявитель подает ходатайство в администрацию местного поселения об издании постановления об отчуждении муниципальных земель. Вместе с заявлением предоставляется копия кадастрового плана, паспорт и чек об оплате госпошлины. После рассмотрения заявления подписывается договор с администрацией.
- Регистрация
Процедура регистрации права собственности на земельный надел проводится в Росреестре. Заявление подается в отделение Росреестра того района, где расположен объект. Необходимо подготовить следующий пакет документов:
- заявление (выдается в приемной);
- документ, удостоверяющий личность или доверенность представителя;
- кадастровый паспорт;
- акт приема-передачи;
- договор купли-продажи или иной документ, являющийся основанием для перехода права собственности;
- квитанция об оплате госпошлины, размер платежа зависит от целевого использования участка, для личного хозяйства – 350р., для иного применения – 200р.
- соглашение отчуждающей стороны на совершение сделки, заверенное нотариусом;
- документ, удостоверяющий личность отчуждающей стороны.
При приеме заявления сотрудник Росреестра проверяет наличие документов. Заявление рассматривается и право регистрируется. Проверить регистрацию можно, заказав выписку из ЕГРН. Заказать выписку из ЕГРН можно на нашем сайте онлайн. В документе содержатся сведения обо всех собственниках земли и переходах права.
Дачная амнистия
В отношении некоторых участков действует упрощенный порядок регистрации – т.н. дачная амнистия. Упрощенный порядок распространяется на земли, выданные до 30.10.2001 года в пожизненное или бессрочное пользование. Обычно такие участки выдавались для ведения огорода и входят в ИЖС или ЛПХ. Дачная амнистия касается тех лиц, у которых есть членство в сообществе, но нет документов на землю, граждан, которым было выдано свидетельство о праве без указания типа права или именной принадлежности и тех, кто владеет или пользуется участком без правоустанавливающих документов.
В чем заключается упрощенный порядок
Если участок попадает под действие закона о дачной амнистии, то для оформления права собственности пользователям не придется выкупать его у государства. Земля передается в собственность на безвозмездных началах. Перед тем как подавать заявление на регистрацию, заявителю не придется проводить межевание.
Пользователь подает в МФЦ правоустанавливающий документ. Им может стать акт о предоставлении земли в бессрочное пользование, договор или свидетельство. Также предоставляется выписка из хозяйственной книги и договор на право застройки. Заявитель оплачивает госпошлину в размере 350р. и подписывает заявление о регистрации. Воспользоваться упрощенной схемой можно до 31 декабря 2020 года.